Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Частотные диапазоны, какая частота отвечает за вокал, и т.д.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 26

#1 OFFLINE   Madogg

Madogg

    Новичок

    • Откуда: россия
  • житель Блюза
  • 22 сообщений
  • Регистрация: 02.07.2006

Отправлено 19 July 2007 - 07:57

Не могу найти в инете такую схему. Видел у кого-то в брошюре с трнинга по ЕММА.
Может кто скинет, или ссылочкой поделится...
"ПроЗвук", г.Екатеринбург

#2 OFFLINE   stealth_202

stealth_202

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 6745 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2005

Отправлено 19 July 2007 - 08:17

Не могу найти в инете такую схему. Видел у кого-то в брошюре с трнинга по ЕММА.
Может кто скинет, или ссылочкой поделится...


вот здесь в конце страницы
http://www.sound-tech.ru/help.htm

CarPC DAC41
--------------
Петр.


#3 OFFLINE   bUKA

bUKA

    Опытный участник

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 3836 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 19 July 2007 - 08:34

Если на одной частоте, то это будет скорее свисток, а не вокал:D За вокал отвечает тот частотный диапазон, в котором и находится вокал :)
Андрей СПБ.

#4 OFFLINE   Madogg

Madogg

    Новичок

    • Откуда: россия
  • житель Блюза
  • 22 сообщений
  • Регистрация: 02.07.2006

Отправлено 19 July 2007 - 08:58

Если на одной частоте, то это будет скорее свисток, а не вокал:D За вокал отвечает тот частотный диапазон, в котором и находится вокал :)

Я это и имел ввиду
"ПроЗвук", г.Екатеринбург

#5 OFFLINE   Madogg

Madogg

    Новичок

    • Откуда: россия
  • житель Блюза
  • 22 сообщений
  • Регистрация: 02.07.2006

Отправлено 19 July 2007 - 09:02

А поподробнее схема есть?
Поточнее...
"ПроЗвук", г.Екатеринбург

#6 OFFLINE   bUKA

bUKA

    Опытный участник

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 3836 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 19 July 2007 - 09:07

Я это и имел ввиду


Различают разные диапазоны, к примеру для понимания разборчивости речи хватает диапазона 400-800гц.. для узнаваемости 300-3000гц а для музыкальности - весь диапазон :) Измени формулировку вопроса.
Андрей СПБ.

#7 OFFLINE   Madogg

Madogg

    Новичок

    • Откуда: россия
  • житель Блюза
  • 22 сообщений
  • Регистрация: 02.07.2006

Отправлено 19 July 2007 - 09:29

На самом деле меня интересует не только вокал, а все инструменты, которые используются в музыке, кот-ю я слушаю. Хочу разобраться для себя для раздела частот при поканальном подключении.
Слушаю вокал, гитара, контрабас, барабан. Стили музыки: Downtempo, Lounge, Jazz...

Имею в наличии: Genesis St100, Morel Mt-3, Vifa M18, Eton PA 1502, Eclipse 53й, м/б Canare L2T2S, акуст-е Canare 4s8...
Вот и думаю, что для вокала надо ставить Morel Mdt54...

Но хочу выжать 100% из существующей системы...



Слушал Rainbow Reference, мидбас в ~10 литрах играет просто отменно, теперь косо смотрю на Vifa...
"ПроЗвук", г.Екатеринбург

#8 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 19 July 2007 - 10:19

Хочу разобраться для себя для раздела частот при поканальном подключении...
Вот и думаю, что для вокала надо ставить Morel Mdt54...


Сама постановка вопроса немножко неверная в корне :) . Не надо тебе знать, в каком диапазоне звучит голос или инструменты для построения качественной акустики. Надо плясать от конструктива. Есть возможность установить СЧ и ВЧ над торпедой - зашибись. Если нет, то и хран с ними. Гораздо важнее и сложнее сделать правильный фильтр для трёхполоски. А какие ты будешь использовать динамики, это лишь вопрос кошелька. Если они не конченное дерьмо, то хороший звук можно от любых получить.
С уважением, Mosfet.

#9 OFFLINE   FIL

FIL

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 5531 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 19 July 2007 - 10:40

Сама постановка вопроса немножко неверная в корне :) . Не надо тебе знать, в каком диапазоне звучит голос или инструменты для построения качественной акустики. Надо плясать от конструктива. Есть возможность установить СЧ и ВЧ над торпедой - зашибись. Если нет, то и хран с ними. Гораздо важнее и сложнее сделать правильный фильтр для трёхполоски. А какие ты будешь использовать динамики, это лишь вопрос кошелька. Если они не конченное дерьмо, то хороший звук можно от любых получить.

Почти +1 :)
Не всё очевидное по теории, верно на практике если применять в слепую.... ;)

#10 OFFLINE   Sergant

Sergant

    Опытный участник

    • Откуда: Донецк
  • житель Блюза
  • 893 сообщений
  • Регистрация: 26.10.2005

Отправлено 19 July 2007 - 20:32

Взято выборочно с сайта Про Аудио от 25.04.2000


Вокал

Грубо говоря, частотный спектр человеческого голоса можно условно разделить на три диапазона, согласно входящим в них звукам - взрывным, гласным и шипящим. Взрывные звуки лежат в диапазоне от 125 Гц до 250 Гц и "отвечают" за разборчивость речи, так как именно они позволяют нам определить, кто именно говорит. На долю гласных, которые лежат в диапазоне от 350 Гц до 2000 Гц, приходится максимальное количество голосовой энергии. Шипящие в диапазоне от 1500 Гц до 4000 Гц несут сравнительно мало энергии, однако от них зависит четкость и разборчивость речи.

Частотный диапазон от 63 Гц до 500 Гц содержит около 60% всей энергии голоса, однако на его долю приходится лишь 5% информационного наполнения речи. Диапазон от 500 Гц до 1 кГц содержит около 35% информации, а остальные 60% информационного наполнения приходятся на долю "шипящего" диапазона от 1 кГц до 8 кГц, который несет лишь 5% энергии.

Уменьшая уровень сигнала в области низких частот и "поднимая" диапазон 1..5 кГц, мы можем повысить субъективно воспринимаемую четкость и разборчивость речи или вокала. Подъем частотной характеристики в области 100..250 Гц делает вокал гулким и "грудным". Вырезание участка 150..500 Гц приводит к тому, что голос начинает звучать "как в трубе", открыто и пусто. "Провалы" отдельных участков АЧХ в диапазоне 500..1000 Гц делают голос жестче, а подъемы в области 1 кГц и 3 кГц придают вокалу металлический "носовой" оттенок. Вырезание участков в диапазоне 2..5 кГц делает голос вялым, безжизненным и неразборчивым, а усиление частот 4..10 кГц приводит к появлению яркости и "искристости".

Обработка вокала эквалайзером

Прежде чем перейти к таблице с характерными для вокала частотами, хотелось бы напомнить вам, что для получения оптимального результата все частотные коррекции следует производить параметрическими эквалайзерами с как можно более полными возможностями настройки и управления (частота, добротность, коэффициент усиления).

80 .. 125 Гц Ощущение мощности в вокале некоторых выдающихся басовых исполнителей.

160 .. 250 Гц Взрывные звуки голоса.

315 .. 500 Гц Отвечает за субъективно воспринимаемое "качество" вокала.

630 Гц .. 1 кГц Отвечает за естественность звучания голоса. Слишком большой подъем АЧХ в области 315 Гц .. 1 кГц приводит к неестественному "телефонному" звучанию.

1.25 .. 4 кГц Диапазон акцентирования вокала. Важен для разборчивости голоса. Слишком большой подъем в области 2..4 кГц может пивести к маскированию таких звуков, как "М", "Б", "В". Слишком большой подъем в области 1..4 кГц обычно вызывает у аудитории ощущение слуховой усталости. Проще всего подчеркнуть голос, подняв в нем участок в области 3 кГц и вырезав этот же участок в звуке остальных инструментов.

5 .. 8 кГц Диапазон акцентирования. Весь интервал от 1.25 до 8 кГц отвечает за четкость и разборчивость вокала.

5 .. 16 кГц Слишком большой подъем АЧХ в этой области может привести к неприятному "песочному" звучанию.

Музыкальные инструменты

Снятие звука музыкальных инструментов микрофонами - это целая область звукооператорского искусства, и эквалайзеры, как художественные инструменты, играют в ней достаточно большую роль. Грамотное применение эквалайзера может помочь оператору достичь именно того звучания, к которому он стремится. Многие инструменты генерируют сложные звуки со сложными частотно-пространственными характеристиками, которые практически невозможно воспроизвести при подзвучивании близко расположенными микрофонами. Для того, чтобы компенсировать эти частотные неравномерности, и применяются эквалайзеры. Ваша цель должна состоять в том, чтобы снять микрофоном как можно более естественный звук и потом исправить эквалайзером все имеющиеся в нем нелинейности.

Четкость и разборчивость звука большинства музыкальных инструментов определяются составом их гармоник. Человеческое ухо обладает способностью самостоятельно "подставлять" в звук плохо слышимые основные частоты при условии, что для этого в воспринимаемом сигнале есть достаточное количество их гармоник. Характерный пример - ударные инструменты, звук которых можно с легкостью очистить и "поднять" над миксом за счет простого снижения уровня низкочастотных составляющих.

В таблице ниже приведены характеристики основных (с точки зрения человеческого уха) областей звукового диапазона.

31 .. 50 Гц Эти частоты придают музыке ощущение мощности и силы. При излишнем подчеркивании могут сделать звук неразборчивым и "скучным", а также в ряде случаев могут маскировать высокочастотные гармонические составляющие сигнала.

80 .. 125 Гц Подъем АЧХ в этой области обычно приводит к нежелательному "гудению" звука.

160 .. 250 Гц Это - наиболее сложный участок звукового диапазона. С ним связано значительное количество проблем и неясностей. С одной стороны, слишком много звука в этой области сделает ваш микс скучным, а с другой - вырезание этих частот отнимет у звука теплоту и мягкость. Кроме того, именно здесь находятся основные составляющие звука басовых инструментов - бас-гитары и ударных.

300 .. 500 Гц Основные (фундаментальные) частоты струнных и перкуссии.

400 Гц .. 1 кГц Основные частоты и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Эта область наиболее важна с точки зрения "естественности" звучания композиции. "Голос" практически любого инструмента лежит в области средних частот. Следите за тем, чтобы не переусердствовать с подъемом АЧХ в этой области, так как при этом звук может стать неестественным.

800 Гц .. 4 кГц Этот диапазон хорош для акцентирования и придания теплоты звучанию отдельных инструментов. Слишком большое количество звука в этой области может легко вызвать у слушателей акустическое утомление, а избыточный подъем АЧХ в области 1 или 2 кГц скорее всего приведет к неестественно тонкому звучанию инструментов.

4 кГц .. 10 кГц Область акцентирования перкуссии, "железа" и малого ("рабочего") барабана. Регулированием АЧХ в области 5 кГц можно добиться "приближения/удаления" и "размытия/концентрирования" звукового сигнала.

8 кГц .. 20 кГц Эта область во многом ответственна за субъективно воспринимаемое "качество" звучания фонограммы. Правильная настройка АЧХ в этой области должна придавать композиции ощущение глубины и пространства. Слишком много звука в области высоких частот делает звучание неестественно тонким и "песочным".

Ниже описан еще ряд характерных частот, управляющих звучанием тех или иных музыкальных инструментов. Во многих случаях - например, при озвучивании живого концертного выступления - имеет смысл заранее настроить канальные параметрические эквалайзеры пульта на эти частоты, чтобы сэкономить время при настройке звука. Помните - это не готовые решения ваших проблем, это лишь начальные позиции для ваших собственных экспериментов.
С уважением, Сергей.

#11 OFFLINE   Sergant

Sergant

    Опытный участник

    • Откуда: Донецк
  • житель Блюза
  • 893 сообщений
  • Регистрация: 26.10.2005

Отправлено 19 July 2007 - 20:33

Басовый барабан ("бочка")

Помимо традиционного вырезания участка 200..400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов - например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц - это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более "музыкальный" сигнал). Характерный для бочки "щелчок" лежит в диапазоне 5..7 кГц.

Малый ("рабочий") барабан

Звучание малого барабана, с одной стороны, обычно достаточно характерно и отчетливо выделяется среди остальных инструментов. С другой стороны, его легко "замазать" и испортить слишком большим количеством низких частот. Вообще говоря, звуки ниже 150 Гц практически непригодны в любой современной ситуации звукозаписи, и в канал малого барабана можно рекомендовать включение фильтра ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Благодаря резкому и отчетливому звучанию малого барабана необходимая частотная коррекция может свестись к вырезанию нескольких участков спектра. Обычно для этой цели используют частоты 400, 800 и 1300 Гц (или одну-две из них). Если малый звучит слишком уж "прозрачно", есть смысл немного прибрать частоту в районе 5 кГц и поднять участок около 10 кГц, чтобы сделать его поярче.

Хай-хет

В звуке хай-хета очень мало низкочастотных составляющих, поэтому можно смело включать в его канале фильтр ВЧ с частотой среза около 200 Гц - это поможет избавиться от "грязи", проникающей в микрофон в ходе записи. Наиболее важная составляющая звука хай-хета - это средние частоты в диапазоне от 400 до 1000 Гц, причем наиболее характерным является участок в районе 600..800 Гц. Для того, чтобы сделать звучание хета более ярким, можно использовать полосовой фильтр с частотой около 12.5 кГц.

Альты и томы

Наиболее характерный для большинства альтов и томов диапазон - это 300..800 Гц. Как и у малого барабана, в звуке томов нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать фильтром ВЧ (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта). Слишком большое количество "низов" в звуке томов будет маскировать их гармонические составляющие и естественные обертоны. Стремитесь не к мощному, а к "красивому" звучанию.

Оверхед

Не будет преувеличением сказать, что оверхеды (микрофоны, размещаемые над ударной установкой при записи) - одни из наиболее важных (с точки зрения звука ударных) микрофонов, так как именно они определяют общий характер звучания барабанов и придают ему объем и пространство. В звуке этих микрофонов принято вырезать участки в диапазоне около 400 Гц, а также использовать фильтр ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Еще раз - эти микрофоны служат не для наполнения звука энергией, а для придания ему окраски. Вырезайте все, что может маскировать гармонические составляющие звуков барабанов и делать их звучание скучным. Попробуйте прибрать участок в районе 800 Гц и подчеркнуть полосовым фильтром диапазон выше 12.5 кГц.

Бас-гитара

Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к "замазыванию" баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать среднечастотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме - "бугор" в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких.

Гитары / фортепиано / прочее

Основные частоты всех этих инструментов лежат в диапазоне средних частот, поэтому из них вполне можно вырезать все ненужное в области низких. Даже если вы не воспринимаете на слух низкочастотную составляющую звука гитары, она все равно оказывает воздействие на общий характер звучания микса и может маскировать звук других инструментов. Низкие частоты выполняют у этих инструментов роль "поддержки", а основной тон лежит выше, в области 400..800 Гц. Кроме того, представляет интерес и область в районе 1 кГц .. 5 кГц. Все, что выше нее, отвечает за яркость и четкость звучания инструмента. Следите за звуковой перспективой. Не оказалась ли бочка ярче вокала? Или это не бочка, а пианино? Ах, это на самом деле железо:

В заключение

Эквалайзер - не только один из самых старых (как мы уже говорили в начале статьи) приборов. Кроме того, этот прибор - один из наиболее сложных в применении. Ключ к успешному созданию музыкальной композиции лежит в правильном понимании принципов частотной коррекции звука и применении именно тех средств, которые вам необходимы. Научитесь отличать проблемы, вызванные неправильным выбором или размещением микрофона, от проблем, вызванных неправильной частотной передачей сигнала. Эквалайзер - не панацея, а средство коррекции звучания. Он может удалить лишнее, но с его помощью крайне сложно добавить в микс то, чего там никогда не было...
С уважением, Сергей.

#12 OFFLINE   Luci Ferrum

Luci Ferrum

    Опытный участник

    • Откуда: Вологда
  • житель Блюза
  • 6389 сообщений
  • Регистрация: 29.07.2005

Отправлено 19 July 2007 - 22:40

Спасибо за инфу! Кое-что в моей системе объяснило.

#13 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 19 July 2007 - 22:57

...

Да, бл, это круто. Вот так оно всё и пишется. Чего там звукореж в носу наковыряет, вертя ручки эквализёра, то и получите. Вот так у нас их и учат. Мля, ну почему американцы умеют музыку записывать, а наши могут только ручки крутить? Грустно...
С уважением, Mosfet.

#14 OFFLINE   Luci Ferrum

Luci Ferrum

    Опытный участник

    • Откуда: Вологда
  • житель Блюза
  • 6389 сообщений
  • Регистрация: 29.07.2005

Отправлено 19 July 2007 - 23:09

Да, бл, это круто. Вот так оно всё и пишется. Чего там звукореж в носу наковыряет, вертя ручки эквализёра, то и получите. Вот так у нас их и учат. Мля, ну почему американцы умеют музыку записывать, а наши могут только ручки крутить? Грустно...


студийные эквики в микшерах - это не то Г., которое в "балалайках" и головах магнитол.

#15 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 19 July 2007 - 23:35

студийные эквики в микшерах - это не то Г., которое в "балалайках" и головах магнитол.


Эх, да я не про железо, оно давно такое же как и в америках.
С уважением, Mosfet.

#16 OFFLINE   Madogg

Madogg

    Новичок

    • Откуда: россия
  • житель Блюза
  • 22 сообщений
  • Регистрация: 02.07.2006

Отправлено 20 July 2007 - 05:30

Да, классная инфа. Спасибчки...
Тогда остается 2й вопрос про мою систему для вышеописанных стилей музыки...
"ПроЗвук", г.Екатеринбург

#17 OFFLINE   anri

anri

    Опытный участник

  • житель Блюза
  • 295 сообщений
  • Регистрация: 13.07.2005

Отправлено 20 July 2007 - 19:02

Да, классная инфа. Спасибчки...
Тогда остается 2й вопрос про мою систему для вышеописанных стилей музыки...


Привет, Максим!
Глянь мыло.

#18 OFFLINE   schuma-her

schuma-her

    Опытный участник

    • Откуда: Новосибирск
  • житель Блюза
  • 455 сообщений
  • Регистрация: 13.07.2005

Отправлено 20 July 2007 - 19:11

Мля, ну почему американцы умеют музыку записывать, а наши могут только ручки крутить? Грустно...


Может и круто это , но уже давно предпочитаю отечественную школу звукозаписи - гораздо более естественно пишут .

#19 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 20 July 2007 - 23:19

Может и круто это , но уже давно предпочитаю отечественную школу звукозаписи - гораздо более естественно пишут .


Ты о каком периоде говоришь? Уже лет двадцать у нас нормально не пишут. Может только сейчас что-то иногда начинает получаться, но пока я этого не вижу.
С уважением, Mosfet.

#20 OFFLINE   schuma-her

schuma-her

    Опытный участник

    • Откуда: Новосибирск
  • житель Блюза
  • 455 сообщений
  • Регистрация: 13.07.2005

Отправлено 21 July 2007 - 17:31

Ты о каком периоде говоришь? Уже лет двадцать у нас нормально не пишут. Может только сейчас что-то иногда начинает получаться, но пока я этого не вижу.

К примеру , у Ночных Снайперш хорошо срежиссировано всегда было .
Макаревич неплохо пишется .
Будете смеяться - Иванушки Интернешнл имели очень неплохого звуковика ... Сами знаете - музычка - гуано , но звук есть .




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных