Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

(!)Наиболее часто задаваемые вопросы конференции Блюзмобиль


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 13

#1 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 10 June 2009 - 09:55

Это не FAQ, не справочник и не руководство к действию, но это краткое пособие вида "где копать", чтобы не тратить время впустую. Cоздано исключительно на основе наиболее часто задаваемых вопросов в конференции "Блюзмобиль".

Моя программа [название программы] неправильно считает (советует) объем ящика, диаметр порта, акустическое оформление и так далее. Другой вариант: производитель рекомендует неправильный (непонятный, странный) объем.

Программа ничего не "советует", а действует исключительно на основе однотипных формул. Раньше их "решали" (рисовали) громоздкими номограммами в учебниках, а сейчас - на экране комьютера. Это удобнее, быстрее и точнее, но менее наглядно и понятно для того, кто умеет только нажимать на кнопки, но не понимает, как все это работает. Например, базовые величины, используемые в любой программе для "определения" объема ящика это, как правило, Fs, Vas и Qts - резонанс, эквивалентный объем и показатель "резонансности" на частоте - добротность. Требуемый ящик (его объем) можно "решать" относительно этих величин подгоняя требуемые параметры - Fc, Qtc, или выбирая необходимый баланс между ними. Например, я хочу получить Qtc=0,707 ИЛИ Fc=65, или хочу получить Qtc<0,8 при Fc<60 и так далее.
Если я захочу построить график с "идеальной" баттервортовской характеристикой (Qtc=0,707), то я задаю это значение, а программа строит график под это значение и тоже самое я могу сделать с Fc. Это делает практически любая программа, как правило, автоматически подставляя шаблонные значения параметров рассчета - если она не подставит ничего, график нарисовать будет невозможно и перед пользователем будет черный экран. Именно такие шаблонные результаты многие принимают за "рекомендации" программы. Чем проще и примитивнее программа - тем она автоматизированнее. Шаблонов может быть много - "компактный" ящик, "глубокий бас" и тому подобные. На самом деле, под этими словами всего лишь скрываются какие-то заранее определенные величины, примерно соответствующие этим красивым словам - так новичкам понятнее. В то же самое время, бездумное следование рекомендациям (например, беру любой(!) динамик и выбираю график "глубокий бас") приведет к парадоксальным и бесполезным результатам. В результате, программы типа JBL Speakershop только вводят в заблуждение, не объясняя и не помогая, а лишь добавляя вопросов. Нормальный теоретический рассчет возможен исключительно на основе реально измеренных параметров с использованием полносигнальной модели (например Vas, Fs, Qts + Xmax, mms, Re и т.д.). Во всех остальных случаях воспользуйтесь чужим успешным опытом, или рекомендациями производителя. Программа сама ничего не советует и ее неправильное, бездумное использование может привести к порче динамика. Не пользуйтесь программами автоматического рассчета, если вы досконально не понимаете, как она работает

У меня двухполосная система. При измерении АЧХ заметны глубокие провалы в диапазоне, примерно, от 200 до 1000 Гц. Если приоткрываешь дверь, все выравнивается. Что это и почему?

Это т.н. резонанс подконсольного пространства (термин мой, использован в 2004 году - иные названия и исследования приветствуются). Провалы вызваны переотражением и взаимным гашением волн, длины которых соизмеримы с двукратным расстоянием от динамика до геометрической плоскости консоли и ниши для ног пассажиров. Как правило, в этом диапазоне встерчаются и локальные максимумы - разделяющий яму примерно пополам высокий пик и т.д. Конкретный вид заивисит от разрешающей способности оборудования, автомобиля, расположения динамика. В той или иной степени, присущ ВСЕМ двухполосным системам со стандартным расположением компонентов. Методы лечения разные - положить забить это пространство подушкой, переместить мидбас в район бокового зеркала заднего вида, выдвинуть его на слушателя, или, наконец, сделать трехполосную систему. Доворот мидбаса поможет мало, как в данном случае, так и вообще.
Внеосевые характеристики мидбасов малокритичны к ориентированию - серьезный доворот на 10-15 градусов кардинально проблему не решит - для понимания этого рассмотрите внеосевые АЧХ ваших динамиков.

Что такое передаточная характеристика салона?

Салон является замкнутым, квазигерметичным пространством. Начиная с определенных длин волн, волна перестает "помещаться" в салоне и отдача на частотах усиливается, теоретически до +12дБ/окт, начиная с "точки перегиба" - примерно 63-65 Гц. Я проводил точное(+- 1Гц) измерение для стандартного компактного седана типа ВАЗ2110. Реальный подъем (с учетом утечек) составляет около +9 дБ/окт. Помимо продольного, существует пара дополнительных резонансов (высота и ширина салона). Так как высота и ширина часто совпадают, то на частотах около 115-120 Гц вполне вероятен хорошо заметный выброс около +6дБ.

Как можно увеличить объем ящика, если я сделал маленький ящик, а бас хочу как у большого, или просто хочу больше баса. Как туда класть синтепон, сколько? Какой синтепон выбрать? Сколько синтепона нужно, чтобы увеличить объем на 20%?

Первое и главное: никакого "увеличения" объема не происходит. Происходит изменение целого ряда параметров, никаким образом не связанное с изменением объема в любом понимании этого слова. Если есть желание разобраться хотя бы с частью происходящих при этом процессов, читайте мою статью, например тут:
http://donex-ua.naro...el/sintepon.htm
На редактуру и исправление ошибок (они там есть) у меня нету ни времени, ни желания. Поэтому полученные знания фильтруйте в меру сил и способностей. :)
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#2 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 11 June 2009 - 08:01

Что такое "мультибитовый" аппарат, какие у него преимущества, какие они бывают
Это CD-проигрыватели, построенные на базе микросхем c резистивными матрицами (R2R, ladder type), внутри которых находятся коммутируемые регистры - большое количество резисторов. Таким образом, амплитудная составляющая сигнала задается физической величиной, естественным способом и c достаточно высокой точностью. Такие микросхемы используются с самого начала коммерческой эксплуатации формата CD - 1982 года. Закат сравнительно дорогой и неудобной технологии и массовый переход на более дешевые "дельта-сигма" преобразователи произошел примерно в конце 90-х годов. В современной продукции, распространенность таких микросхем практически нулевая. Звучание аппаратов на их основе - сильно отличается от современной аппаратуры и многие отдают предпочтение именно им. В автозвуке было не так уж много моделей таких аппаратов, вот большинство из них с краткими комментариями:

Почти полный список настоящих мультибитовых автомобильных аппаратов:

("J и K - грейды, отобранные по параметрам из партии. Без грейда - U - нормально. -J хорошо. -K - отлично. Отличие в сигнал/шуме и динамическом диапазоне.

J грейд - белая точка на корпусе
K грейд - красная точка на корпусе

U и P - тип корпуса.

Условно лучшие мультибитовые ЦАП от BB - PCM63P-K. - 20 бит.
http://www-s.ti.com/sc/ds/pcm63.pdf
Похуже - PCM1702 - 20 бит
http://www-s.ti.com/sc/ds/pcm1702.pdf
Еще хуже - PCM1704 - 24 бит .
http://www-s.ti.com/sc/ds/pcm1704.pdf

Мультибитовая альтернатива: ЦАП "Philips" TDA1541A

TDA1541A - обычный грейд
TDA1541A/R1 - чуть лучше.
TDA1541AS1 (crown)- первый грейд
TDA1541AS1 (double crown) - дополнительный отбор старого высшего грейда
TDA1541AS2 (double crown) - второй дополнительный отбор от 1997 г.

Отличия грейдов для этого чипа только в значениях THD+N.

Итак, сам список:

PCM63P: старые Sony XES

PCM63P-K: Pioneer CDX-M80 (только ЦАП)

PCM1702P: McIntosh МDA-4000 (только ЦАП)


PCM1702U: Mclntosh МХ-406

Clarion DRX-9255

Addzest DRX-9255


PCM1702U-J:Sony CDX-C90

PCM1702U-K:Sony CDX-C910

Denon DCT-A100

PCM1704U:Nakamichi CD-700

Nakamichi CD-700II

Pioneer DEX-P1 и DEX P-9 и родственные

DCT-1 - действующая модель.

Denon DCT-A1

Denon DCT-Z1

Denon DCT-1

PCM1704U-J: Pioneer ODR

PCM1704P:McIntosh МDA-5000 (только ЦАП),

MX-5000

HX-D1

PCM-1704U-KAlpine F#1 Status CDA-7990

Nakamichi DAC-41 - PCM1702U

Nakamichi DAC-100 PCM1700P

Nakamichi DAC-101 - TDA1541S1 - единственный ЦАП от Philips!

Nakamichi DAC-1000 - (предположительно, PCM1704)

Alpine 3900JUBA - PCM56P

Alpine 5959 - PCM63P

SoundMonitor

CDT-450X - PCM69U

Micro Components

#201 ( PCM56-P x 4 )
#202 ( PCM56-PK x 8 )
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#3 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 16 June 2009 - 07:53

Должен ли ящик быть герметичным?

Требование 100% герметичности ящика (ес-но, речь идет о оформлении типа закрытый ящик) не имеет никакого разумного теоретического объяснения. Добротность незначительных утечек ЗЯ, Qa - один из параметров модели T/S - попросту говоря - норма. Присутствует она, или нет - никакого серьезного влияния на звук она не оказывает. В то же время, наличие связи внутреннего и внешнего объема (условно говоря - отверстие 1 мм диаметром, например) позволяет выравнивать давления внутри и снаружи ЗЯ. Очень часто это делается умышленно. Остальное вы можете решить для себя сами - сделайте ящик герметичным, послушайте, выверните один саморез - послушайте. Всё. Больше этот вопрос можно не задавать.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#4 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 23 June 2009 - 08:39

Работа с параметрами T/S: пример вопроса "Я уверен, что все делаю правильно, понимаю, как работает пограмма, но результат не совпадает с рассчетным: динамик не дает баса столько и такого, какой "рисует" программа"

Ответ на этот вопрос требует минимально грамотного представления о том, что в действительности рисует программа, как и зачем она это делает, что для этого использует и почему между правильно выполненным и красивым рисунком и практикой существует пропасть разочарования результатом.

Параметры T/S изначально предназначались для контроля параметров динамика и только динамика в целом, что полностью определяется способом их получения. Для понимания этого, приведу автомобильную аналогию: автомобиль в статике исчерпывающе характеризуется параметрами мощности двигателя, передаточными числами коробки передач, развесовки по осям, давлением на грунт, базой и так далее. Однако никто не рискнет сказать, "как оно едет по реальной дороге" до момента практической поездки. Аналогичным образом, методика измерения параметров T/S имеет вполне понятные особенности - чаще всего, это малосигнальное (например, тысячные доли Вт) измерения в режиме усилителя тока (Rвых->бесконечности) - усилитель практически не демпфирует нагрузку (не влияет на сам динамик), характеризуя динамик практически в состоянии покоя - почти полного отсутствия смещения. Насколько это далеко от практической работы реального динамика с реальным усилителем (Rвых->0) можно проследить на примере измерений тех компаний, которые используют обе модели измерений - малосигнальную (конструкторско-теоретическую) и полносигнальную (любительско-практическую) - например Eton. Параметрические расхождения могут достигать 20 и более [%]. Тем не менее, в качестве основных, часто указываются именно далекие от практики реального применения параметры "из учебника" - малосигнальные. Резюмируя: при желании, можно получить целый набор параметров T/S при помощи изменения мощности сигнала, выходного сопротивления усилителя и прочих условий измерения. В определенном диапазоне и при определенном наборе условий, основные параметры "автокомпенсируются", давая не слишком большие расхождения при рассчете: снижающийся Fs примерно компенсируется ростом Vas, так как оба они связаны через сравнительно линейный Cms и так далее. Но в общем, непонимание основ определения параметров T/S одна из коренных ошибок начинающих, невытравливающаяся годами. Более того, большинство инженеров этого профиля вообще живут без понятия, что это и с чем это едят, используя стандартное оборудование, выдающее стандартные результаты. Изучение "полносигнальной" системы T/S, связанное с зависимостью параметров от мощности подаваемого сигнала и смещения катушки относительно "нулевого" положения представлено на AES всего несколько лет назад.

Связанная с этой особенностью вторая частая ошибка: попытка "нормировать" все динамики по стандартным передаточным функциям - красивым картинкам из программ, которые большинство пользователей вообще не отличают от АЧХ(!). Например, построив "красивый" график в программе для одного динамика и практически полностью "подогнав" под него график другого динамика, можно придти к выводу, что они должны давать примерно одинаковый звук (бас). Нечто подобное можно получить, например, для динамика с большим Vas и низким резонансом и динамика со средним Vas и средним резонансом - практически в одинаковом объеме, они могут иметь очень близкие параметры резонанса и очень схожие передаточные характеристики. Но совершенно разный звук! Первая возможная причина этого рассмотрена ранее.

Вторая - полное несоответствие понятий "передаточная характеристика в области резонанса" и "АЧХ самого динамика", которая представляет собой чаще всего сильно изломанную линию (для автомобильного сабвуфера, прежде всего) с чудовищными перепадами и становится подобной "рассчетной картинке" только в области резонанса(!) - предельно узкой полосе частот.

Непонимание того, что кривые передаточной функции, построенные на основе формул в программе, указывают и определяют лишь взаимное расположение контрольных точек типа точек "F-3" и "Fc", приводит к ложной иллюзии визуализации звука на экране монитора - вот эта кривая "звучит" так, а эта - по-другому, а если они примерно равны, то звучат одинаково и так далее.

Этот вопрос закрою также, как и первый: Не пользуйтесь программами автоматического рассчета, если вы досконально не понимаете, как они работают.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#5 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 23 June 2009 - 09:29

Что такое EBP?
Определение "эффективной полосы [работы]" для динамика - побочный продукт модели T/S, грубая попытка прикинуть "принадлежность" динамика к "фазоинверторным", или "закрытоящичным". При наличии опыта и навыков моделирования при помощи современных компьютерных программ и даже без них, EBP является совершенно парадоксальным критерием, рудиментом и архаизмом: он настолько же распространен, насколько и бесполезен. Если вы действительно понимаете, что такое EBP, вы никогда не будете им пользоваться (за ненадобностью). Если не понимаете - просто не сможете им пользоваться, несмотря на кажущуюся простоту.

Более того - на практике количество неверного употребления этого критерия превосходит корректные случаи. Например, очень часто EBP записывают равным Fs/Qts (а не Qes!!!), или же дают ему абсурдную размерность Гц поделив "размерную" величину Fs на "безразмерную" Qts. Такую парадоксальную отсебятину (и обе вместе), например, до сих пор можно найти в журналах. Школьная привычка вычислять таким образом размерность величины дает серьезный сбой - у Qts, разумеется, есть размерность, только размерность совершенно бессмысленная. Подробнее тут:
http://www.bluesmobi...iency bandwidth

Изначально это было попыткой связать два основных параметра динамика - резонанс Fs и электрическую добротность Qes, которая во многом определяет добротность полную и при установке динамика в ящик сильно не меняется (именно поэтому Qes, а не Qts) в один узел и выставив им в зависимость полученные абстрактные численные величины, не задумываясь прикидывать, для какого оформления подойдет тот или иной динамик. Например Fs=50/Qes=0,3 = 166 - типичный динамик для ФИ и т.п.

Было бы между 0 и 50 - ЗЯ. Было бы от 50 до 100 - неизвестно что (универсальный?). Было бы от 100 и выше - точно ФИ.

В первом приближении, это действительно работает в строго определенном диапазоне частот наравне еще с десятком "народных" способов - от визуальных, до иных параметрических. Например, Qes=0,3 уже сама по-себе ставит под сомнение любые иные применения, кроме "определенного" с помощью EBP.

Но это перестает работать для мидбасов и прочих динамиков, условно говоря, несабвуферного предназначения, специализированных, концертных и так далее, общее точное определение которых слишком велико. Чуть ниже напишу почему. Но сначала рассмотрим это теоретически:

Математический смысл у выражения EPB=Fs/Qes вовсе отсутствует, так как номограммы вида EBP=a/x, где a=10..100 [Гц], а x=0,1..0,9 совершенно бесполезны и будут совпадать для совершенно разных по реальному предназначению динамиков.

Физический смысл этого критерия - попытка поставить точку резонанса в зависимость от резонансности (степени демпфированности) динамика на этой частоте. Иными словами EBP = резонанс/задемпфированность - выражение рассматривает их отношение. Чем выше полученный численный результат, при фиксированной частоте - чем ниже добротность, тем "уже" воспроизводимая полоса - ну и тем вероятнее потребуется "поддержка" в виде ФИ - пришлепка снизу на АЧХ. Ну и наоборот: при фиксировнном значении добротности, получается примерно также: при изменяемой частоте, чем она выше, тем вероятнее потребуется "подпорка" АЧХ снизу при помощи ФИ.

Пример, для ничего не понявших: Fs/Qes, пускай Fs=55 Гц, значит выражение будет таким: 55/Qes, если добротность совсем низкая, например, 0,2, то 55/0,2=275 - динамик "фазиковый", так как у него на резонансе 55 Гц при добротности 0,2 уже будет сильный спад и если его ставить в типичный ЗЯ он вообще не даст баса.

Далее: тоже самое, для частоты, при фиксированной добротности. Пускай у нас Qes=0,7, средняя, вроде бы нормальная для ЗЯ. Значит рассматриваем критический случай для частоты резонанса сабика - Fs=80. 80/0,7=112 - надо делать ФИ только потому, что резонанс уже высоковат и при такой добротности спад будет все равно слишком ранний. Это именно примеры того, как "работает" эта формула, если вы этого не понимаете - просто забудьте про EBP.

В итоге, EBP это устаревший, узкоспециализированный и слабоприменимый безоговорочно критерий, предназначенный для грубого определения приспособленности ряда динамиков к тому или иному виду оформления, которым нельзя пользоваться бездумно. :)

Теперь главное, опять же - где это СОВСЕМ НЕ РАБОТАЕТ, чтобы понять, почему слепо не стоит делать того, что не понимаешь полностью.

Итак, берем типичный мидбас: пускай он будет 55 Гц и 0,5-0,6 добротность. Ну или даже 0,7. Это стопроцентно ЗЯ или же "дверной" образец.
Но у него по формуле выскочит под 100. Или еще вариант - 70 при 0,7. Или еще типичный вариант 75 при 0,9 и так далее - все чисто дверные/ящичные образцы, которые по формуле "тяготеют" к ФИ. Однако считать так и есть ошибка: формула ничего не говорит про ФИ.
Она говорит всего лишь о спаде на АЧХ, который _можно_ было бы в определенных случаях компенсировать каким-то способом, например при помощи ФИ.

В итоге получается ошибка от недопонимания - формула не виновата, что абстрактная величина добротности привязывается к конкретной физической величине резонансу. И все даже правильно - такие динамики вроде бы как и просят по передаточной характеристике "дать" им снизу подпорку по АЧХ из отдачи ФИ, но они совсем не ФИ по-сути и городить ФИ в авто для них не надо по всем остальным законам, кроме EBP...

У мидбаса резонанс всегда выше саба. Если возьмем средник, то там будем делить 140 Гц, например, на его добротность, если возьмем ВЧ, то будем делить 1000 Гц на ее добротность - и что, ВЧ делать ФИ прикажете? Да делают и работает, есть такие ВЧ.

Формула EBP, простыми словами, говорит о том, насколько АЧХ ниже области резонанса требует компенсации (усиления отдачи), которую можно дать (а можно и не дать) при помощи чего-то, например - ФИ. Вот и весь ее смысл. Ничего про то, какой динамик на самом деле и может ли он в ФИ работать, понравится ли результат она не говорит, не знает и не понимает.

"Выбор между ЗЯ и ФИ" по этой формуле это _упрощенное_ словесное объяснение, никак в самой формуле не отражаемое.

Не пользуйтесь EBP просто так, чтобы за пару секунд "определить" динамик - разберитесь, как работает программа моделирования оформлений и он вам никогда не понадобится.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#6 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 24 June 2009 - 10:00

Что такое bandpass? Насколько он эффективнее ФИ и т.д.

Bandpass лишь дополнительно ограничивает полосу по ВЧ, являясь непосредственным акустическим фильтром - труба ФИ не пропускает высокие частоты. Обычный сабвуферный динамик и сам естественным образом затухает вскоре после 100-200 Гц из-за высокой индуктивности, плохого зонного излучения тяжелого диффузора и т.д. А труба БП еще и создает дополнительное затухание, как уже сказано, дополнительно ослабляя высокие частоты. Однако главная особенность этого оформления не отражена в названии - полосовое пропускание можно было бы получить и электрическим способом, то есть при помощи фильтра. Так что никто не использует БП именно из-за акустической фильтрации. Главное, чего многие ждут от БП: характерного звука и, особенно, высокого давления.

Характерное звучание такого оформления объясняется большой временной задержкой ФИ и отсутствием прямого излучения диффузора динамика - вы слушаете "запаздывающую трубу" в чистом виде.
Внимание: никакого преимущества по сравнению с ФИ БП не имеет он не будет звучать громче ни в каком варианте использования и рассчета. Забудьте все фантастические картинки, которые вы встречали ранее, какими бы объяснениями они не сопровождались. Самое раннее заблуждение по этому поводу, мне удалось найти здесь: http://avtozvuk.com/...s/3alignout.gif
Все прочие соображения на эту тему являются или эпигонством, или вообще ничем не подкрепленными выдумками.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#7 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 15 July 2009 - 07:46

Что такое чувствительность, какая бывает?

Чувствительность АС - насколько громко играет АС при подведении сигнала определенной мощности. Чем громче - тем чувствительнее.
Однако существует много методик измерения этого параметра, позволяющего легко манипулировать цифрами. Штатно измерения проводят на 1 кГц при 1 Вт на 1 м. Другие методики предполагают измерение при 0,5 м (ближе), при 2,83В (хитро замаскированные 2 Вт - мощнее), на свободной частоте - там, где чувствительность максимальная- пик АЧХ добавит несколько дБ. Ну или же "гибрид": частный случай, АС с выбросом на 1 кГц - вроде бы все по стандарту, но с претензией на более высокую цифру) и так далее, кто во что горазд. Автомобильное применение дает возможность прибавлять не только пару-тройку дБ, но и добрых 10-12 дБ в том случае, если измерение сабвуфера проводится с учетом подъема низких частот в салоне - такие случаи также известны.

Отдельной строкой может быть рассмотрена чувствительность НЧ динамиков, рассчитанная по параметрам T/S - чувствительность в районе резонанса, характеризующая связь основных параметров модели T/S (эффективности магнитной системы, массы диффузора и так далее).
В определенных случаях, этот параметр может дать достаточно информации для охарактеризования качества динамика и некоторых его конструктивных особенностей...***

Реальная чувствительность всех АС одного типа (тем более, автомобильных) чаще всего отличается минимально, или даже пренебрежимо мало для того, чтобы вообще серьезно ее рассматривать. А все возможные реальные отличия связаны с конструктивом и качеством АС таким образом, что другая (менее чувствительная) акустика скорее всего просто другая, а не хуже той, у которой реальные цифры немного больше. Тоже самое проще: в подавляющем большинстве случаев не надо смотреть на эту цифру вообще. Мне неизвестны случаи чудес и прорывов в этой области, которые имели хотя бы малейшее практическое значение для пользователя.

***Важное примечание: параметры чувствительности сабвуферов даже одного типоразмера могут действительно сильно (до 5 дБ) отличаться в силу выраженных конструктивных различий подвижных и магнитных систем, однако и в этом случае, говорить о преимуществе можно только в совершенно конкретных, а не слепо ориентируясь на величину чувствительности.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#8 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 21 July 2009 - 08:13

Что такое скорость нарастания сигнала на выходе? Чем больше, тем лучше?

Это один из измеряемых параметров, не слишком распространенный и чаще всего применяемый для усилителей мощности. Сам параметр связан с мощностью - размахом напряжения на выходе и частотой, то есть, например, чем более мощный усилитель, тем большую скорость нарастания он должен иметь, чтобы воспроизводить без искажений высокие частоты.

По несложной формуле можно прикинуть, что абсолютно достаточным, в теории, являются минимальные значения этого параметра уже около 2-4 В/мкс, а чаще всего и значительно меньше. Никаких рациональных (и общеизвестных) причин ранжирования усилителей по этому параметру не существует, или же они пока не сформулированы и не обнародованы. По крайней мере, это касается прямого понимания этого параметра и его связи с искажениями, не говоря уже о связи этого параметра со слышимыми искажениями и качеством звучания.

Даже самые простые модели усилителей с запасом перекрывают нормативы по этому показателю и этот параметр чаще всего даже не вносится в спецификацию. Публикация заоблачных цифр в десятки и даже сотни мкс, по-видимому, носит чисто рекламный/декларативный характер. Преимущества таких усилителей мягко говоря сомнительны.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#9 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 21 July 2009 - 08:56

Как чем и зачем измерить АЧХ

Портативные приборы, типа распространенного Фоника, обеспечивают минимально достаточную точность, минимальный функционал и удобства, при достаточно высокой цене. Дополнительные преимущества подобных аппаратов связаны с калиброванным по уровню микрофоном и фильтрами A,B,C - это позволяет измерять уровень шума.

Программно-аппаратные комплексы на базе PC + программы типа Спектралаба, ТруРТА + измерительный микрофон, дают несопоставимо более высокую точность, удобство отображения, обработки информации и т.д. Для конкретной задачи измерения АЧХ в авто их возможности запредельны - многократно превосходят потребности по амлитудной и частотной точности измерения. Для чрезвычайно точных измерений, может потребоваться калибровка микрофона, собственная АЧХ которого имеет неравномерности на краях диапазона. Делать это, или нет - вопрос конкретных потребностей измерений. В подавляющем большинстве случаев, такая компенсация не требуется.

Таким образом, реализуемые на практике возможности, позволяют при помощи компенсации собственной неравномерности звуковой карты и микрофона, получить предельно точное значение АЧХ в любой точке помощи компьютера, звуковой карты (до 200USD) и микрофона (до 150USD).

Типичная АЧХ в салоне автомобиля имеет неустраняемую стандартными методами мастерства инсталлятора неравномерность +-5-7 дБ (общий коридор не менее 10-14дБ) в диапазоне 20-20000 Гц.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#10 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 29 July 2009 - 08:04

Седан. Обычная система. Сидя на заднем сидении присутствуют тактильные ощущения (бас (мидбас) бьет в сидушку). На передних сидениях тактильные ощущения отсутствуют. При подключении саба (ящик направлен к номеру), тактильные ощущения на заднем сидении увеличиваются, а на переднем не появляются. Задержки крутил, фазу на мидбасе перекидывал, откидывал заднюю спинку и направлял саб в салон - ничего не меняется.
В чем дело?


Дело в том, что изложенное является совершенно типичным явлением для автомобиля типа "седан". Задние сиденья являются почти "пристенным" (если считать по положению головы относительно заднего стекла) местом прослушивания. Около этой "стены" отдача на НЧ возрастает достаточно сильно, по сравнению с передними местами. Точных графиков мне найти не удалось (лично я, как сказано выше, проводил измерения только на месте водителя).
Для понимания попробуйте головой прижаться к лобовому стеклу и вы заметите совершенно аналогичный эффект.

Для интереса можно было бы построить карту давлений в автомобиле в основных точках: водитель, пассажир, задний пассажир, центр салона и т.д. для авто этого типа. Однако практическая польза от этого знания сомнительная.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#11 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 06 September 2009 - 21:08

Я прочитал все, что написано выше, но все равно не могу понять: если, например, у меня есть динамик с Vas=50 л(мягкий), Qts=0,33(низкий) и Fs=35 Гц(низкий) ну и типично "тяжелее среднего" подвижной системой, то по моделированию в программе, он должен нормально играть в двери, или же ящике большого объема?! У него же повысится Qts до приемлемого (>0,5) значения, Fs вырастет достаточно сильно, но, например, при малой (около 0,5) получившейся добротности он будет "валить" достаточно плавно и его "выправит" передаточная характеристика салона. Вроде бы все хорошо в теории. И как и почему это может НЕ ИГРАТЬ?

Еще раз упомяну: T/S малосигнальная модель. Она моделирует динамик почти в статике. Рассмотрим идеальный пример, подобный вышеописанному. Чтобы лучше понять - на аналогиях. Пример "бытовой": вы купили в магазине много продуктов и положили их в тонкий целлофановый пакет. Что будет, если нести его раскачивая туда-сюда? Если делать это осторожно, на малых амплитудах, скорее всего, ручки выдержат, разве что немного растянутся. Но если амплитуду увеличить, пакет лопнет. Пример для "физиков": вы держите груз (подвижная масса диффузора) на пружинке (подвесная система динамика). Начните раскачивать его в вертикальной плоскости. Пока амплитуда мала (работает модель T/S), система стабильна. Как только вы увеличите амплитуду, груз начнет ударяться об пол, или же это вообще приведет к деформации пружины. Чем "мягче" пружина, тем меньшие амплитуды она выдержит.

Подобная аналогия достаточно близка к реальному положению вещей. Динамики с мягкой подвижной системой будут работать по теории T/S только при малых (или очень малых) мощностях. Как только мощность (громкость) превысит определенный уровень, такой динамик, помещенный в слишком свободный объем, начнет искажать звук. Кроме того, мягкий диффузор еще и начнет деформироваться. Впрочем, это общее свойство для многих мягких (например, полипропиленовых) диффузоров, при высоких подводимых мощностях. Этот нюанс упомянут по той причине, что многие из подходящих под описание моделей имеют именно такой диффузор. И именно с ними чаще всего связаны такие вопросы.

Последний момент, который необходимо помнить: магнитное поле в зазоре непостоянно и зависит от положения катушки. Максимум поля приходится на среднее (нулевое, исходное) положение. Следовательно, чем больше ее смещение (относительно нулевого положения), тем меньше контролируется динамик - еще один повод вспомнить о том, что модель T/S - малосигнальная - она не учитывает этот факт. В крайних положениях линейного хода, или же вообще, на краю механически допустимого смещения, динамик очень слабо управляется усилителем. Очевидно, что чем мягче система, тем, при прочих равных, проще катушку загнать в краевые положения. В общем случае, ни одна программа это учесть и посмотреть не позволяет, разве что косвенно, через модель учитывающую подвижную массу, линейное смещение и так далее. Об этом уже сказано выше.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#12 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 08 September 2009 - 07:54

Что такое обращенная магнитная система и в чем ее преимущества и особенности?

Так называют магнитную систему, подобную системам Dynaudio MW160, Eton NCS, Morel, Bewith и еще некоторых других компаний-производителей акустики. Большая по диаметру звуковая катушка движется относительно установленного в ее центре магнита. Магнит (возможно, уже не из феррита бария, а редкоземельный - заметно более сильный) имеет малый размер, чтобы уместиться в габариты катушки. Считается, что прямыми преимуществами такого решения является больший по площади и расположенный в более удачном месте (дальше от центра) контакт катушки с диффузором. Очевидно, что теоретически это приводит к снижению искажений. Недостатками такого решения стоит признать снижение перегрузочной способности (допустимой подводимой мощности), относительно обычной магнитной системы. Все остальные реальные и мнимые достоинства и недостатки - дело вкуса и конкретной конструкции. Например, в классическом динамике MW160 колпачок имеет пропорционально увеличенный диаметр, что привело к заметному расширению диаграммы направленности.

Демпинг-фактор (электрическое) демпфирование и его влияние на бас

Численное соотношение выходного сопротивления усилителя и сопротивления нагрузки, или же их импедансов, называется демпинг фактором и обычно выражается в числах. Например 10, 100, 200, 1000 и т.д.
Однако само понятие перешло в наше время как основная характеристика ламповых усилителей или же вообще группы усилителей с выходным трансформатором, где малые значения ДФ (десятки, а иногда и единицы) ощутимо влияли на воспроизведение баса. Для современного транзисторного усилителя, данный параметр является чисто справочным, носит исключительно рекламный, или же декларативный характер. Никаких значимых практических преимуществ усилитель с ДФ 1000 против усилителя с ДФ 100 не имеет.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#13 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 19 October 2009 - 08:15

Нашел инфу о твитерах, чуйка 85 дБ/ватт/метр, но мощность 250 ватт RMS.
Recommended crossover: 3500 Hz using a 6db/octave filter.
1000Hz using a 18dB/octave filter.
Речь о изодинамике.
Стоимость высокая. Себе брать в ближайший год точно не планирую.:D
Но производитель ничего не говорит о усилителе для своего детища. Какие могут быть варианты?
Мне интересно, готов ли рынок усилителей предложить что-то адекватное, если изодинамика и дальше будет развиваться такими темпами.


Мощность в спектре звукового сигнала распределяется неравномерно. Считается, что на частоты до 300 Гц приходится до 50% мощности "музыкального сигнала", из чего следует, что, например, в двухполосной системе соотношение мощностей может быть 10:1 в пользу мидбаса. То есть, твитеру достаются единицы Вт даже в самых тяжелых случаях! Что, впрочем, очевидно, учитывая скромные возможности по теплоотводу его звуковой катушки. Как же истолковать дикие мощности, заявляемые производителем в паспортных данных? Обычно указывается предельная кратковременная мощность с учетом кроссовера. Например 200 Вт, при кроссовере 3500 Гц, со спадом 12дБ/окт. Это верхний предел выживаемости твитера, декларируемый производителем и ничего более. Ни о каких "потребностях" твитера в высокой мощности, его недостаточной громкости и так далее это не говорит. Еще раз, главное: указанная характеристика не имеет абсолютно никакой практической ценности. Не существует ни одного разумного применения указанным данным.

***дополнение: толковая статья по этой теме http://www.electrocl...pectr_power.htm
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877

#14 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 24 October 2009 - 19:30

когда говорят: усилитель может играть мостом минимум на 4 Ом, речь идет о номинальном импедансе головки, а не о "Re"? И все подобные вопросы...

У усилителя существует пороговое значение минимальной нагрузки (например, 2 Ома), на которую он способен работать. Это ограничение связано, чаще всего, с возможностями блока питания: снижение номинальной нагрузки вызывает пропорциональный рост потребления тока, который может вывести из строя транзисторы блока питания. Поэтому, если в инструкции написано "минимальная нагрузка 2 Ома" - подключение меньшего номинала может привести к срабатыванию защиты, срабатыванию предохранителя, или же выходу из строя транзисторов блока питания. Конкретная критическая величина весьма условна и определяется совокупностью конструктивных особенностей конкретного усилителя и конкретным импедансом используемого динамика. Так что чисто формально вам ничем не поможет точное знание параметров только одного динамика, например Re (сопротивления по постоянному току), или же точное знание комплексного сопротивления нагрузки - импеданса. Поэтому, безопаснее всего не экспериментировать и соблюдать требования инструкции.
bmwservice.livejournal.com
Вся хорошая аппаратура уже произведена, осталось послушать и выбрать лучшее.
Прочти: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23569
Обсуди: http://www.bluesmobi...ead.php?t=23877




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных