Психоакустика
#1 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 07:51
Первое, уже наверное в третий раз выкладываю кривые равной громкости, это график зависимости чувствительности слуха от интенсивности звуков:
http://sonarmusic.ru...ttach=433;image
Стоит отметить, что представленный график справедлив только для тихого помещения, к примеру в движущемся авто порог слышимости (особенно на басе) будет другим из-за так называемого эффекта маскировки (при этом маскируются как правило более высокие частоты более низкими, это слышно например при добавлении громкости сабвуфера). К тому же чувствительность снижается при длительном прослушивании фонограмм громкостью выше 80 дб... Плюс стоит делать поправку на индивидуальные особенности слуха, в частности с возрастом верхняя "граница" максимальной чувствительности может снижаться с 5 кГц вплоть до двух...
Второе, кроме интенсивности, есть ещё и длительность звучания, для распознавания частоты тона на басе, сч и вч нам нужны разные временные промежутки (в мс естественно), кроме этого, если увеличить время звучания низкочастотного тона, то на слух он покажется более низким, примеры - при введении дополнительной реверберации тональный баланс плавно съезжает "вниз", а громкоговоритель с большим временем собственных колебаний нам покажется более басистым, нежели имеющий подобную ачх на басе более шустрый экземпляр...
Третье, любой звук, голоса или музыкального инструмента, состоит не только из основного тона (который в большинстве случаев более громкий), но и гармоник (обертонов), по этим составляющим спектра мы при определённой их длительности (достаточно около 200мс) воспринимаем окрас звучания - тембральный баланс, если тон слишком короток, то он и будет восприниматься как короткий непонятный по диапазону щелчок...
Четвёртое, так как мы находимся не в безэховой камере, а наоборот, в изобилующем переотражениями салоне, то нам интересно получить сигнал максимально свободный от длительных отражений, это уменьшение интерференции за счёт снижения отражающих поверхностей, повышение звукопоглощения, работа с реверберацией - уменьшение распознавания более длительных отражений за счёт небольшого увеличения более коротких...
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#4 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 09:08
Смотрите - заметность сигнала 40 ГЦ (2я гармоника от 20Гц) более чем на 20дБ сильнее, чем основного тона.
Это значит, что если уровень этой гармоники выше -20дБ (а это у нас всего 1%) она по субьективной громкости обгонит основной тон! Не просто заметна будет, а будет ГРОМЧЕ основного сигнала!
А для третьей гармоники (60Гц) уже уровень 0.1% будет слышнее, чем основной тон!
#5 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 10:04
+ много, это одна из причин, которая объясняет, насколько игра сабвуфера на суббасе влияет на общее разрешение аудиосистемы, передачу пространства и детальность, искажён основной тон - от гармоник ничего хорошего не ждитеДам короткий коментарий к кривым громкостей, на который никто внимания обычно не обращает.
Смотрите - заметность сигнала 40 ГЦ (2я гармоника от 20Гц) более чем на 20дБ сильнее, чем основного тона.
Это значит, что если уровень этой гармоники выше -20дБ (а это у нас всего 1%) она по субьективной громкости обгонит основной тон! Не просто заметна будет, а будет ГРОМЧЕ основного сигнала!
А для третьей гармоники (60Гц) уже уровень 0.1% будет слышнее, чем основной тон!
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#6 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 11:39
#7 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 11:52
именно поэтому, когда некоторые говорят, что якобы слышат "стоячие волны" в сабвуферном ящике, а другие им "авторитетно" оппонируют физической невозможностью возникновения стоячих волн в геометрических размерах и в сабвуферном диапазоне драйвера.
это вопрос или утверждение?
#8 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 14:30
Также плюс многа, только скорее всего не искажен, а уровень завышен. Чем страдают наверное 90%-95% участников. А потом ищем глубин сцены и т. д., искажён основной тон - от гармоник ничего хорошего не ждите
#9 OFFLINE
Отправлено 13 November 2012 - 23:05
Не найдя через поисковик, решил создать тему для собирания и систематизации сведений о том, как мы слышим, думаю многим будет интересно, а некоторым поможет правильно подойти к постройке аудиосистемы...
Первое, уже наверное в третий раз выкладываю кривые равной громкости, это график зависимости чувствительности слуха от интенсивности звуков:
Стоит отметить, что представленный график справедлив только для тихого помещения, к примеру в движущемся авто порог слышимости (особенно на басе) будет другим из-за так называемого эффекта маскировки...
Второе, кроме интенсивности, есть ещё и длительность звучания, для распознавания частоты тона на басе, сч и вч нам нужны разные временные промежутки (в мс естественно), кроме этого, если увеличить время звучания низкочастотного тона, то на слух он покажется более низким, примеры - при введении дополнительной реверберации тональный баланс плавно съезжает "вниз", а громкоговоритель с большим временем собственных колебаний нам покажется более басистым, нежели имеющий подобную ачх на басе более шустрый экземпляр...
Третье, любой звук, голоса или музыкального инструмента, состоит не только из основного тона (который в большинстве случаев более громкий), но и гармоник (обертонов), по этим составляющим спектра мы при определённой их длительности (достаточно около 200мс) воспринимаем окрас звучания - тембральный баланс, если тон слишком короток, то он и будет восприниматься как короткий непонятный по диапазону щелчок...
Четвёртое, так как мы находимся не в безэховой камере, а наоборот, в изобилующем переотражениями салоне, то нам интересно получить сигнал максимально свободный от длительных отражений, это уменьшение интерференции за счёт снижения отражающих поверхностей, повышение звукопоглощения, работа с реверберацией - уменьшение распознавания более длительных отражений за счёт небольшого увеличения более коротких...
Я б еще добавил Пятый пункт -индивидуальные особенности восприятия звука и их особенности при разных возрастных изменениях слуха или вследствие заболеваний внутреннего уха. Известно, например, что с возрастом ВЧ воспринимаются хуже.
Вот тут бегло есть инфа - http://ivanstor.narod.ru/noise/105.htm
Вывод таков-можно сделать исследование - аудиограмму, чтоб увидеть, что себе любимому подкрутить на эквалайзере для кайфа, а что судье-для "объективного судуйства" если есть его аудиограмма, конечно))
#10 OFFLINE
Отправлено 14 November 2012 - 06:33
Это да, и сделать поправки на неё для себя, что делать для конкретного судьи - приходит с опытом участия, ибо запоминаешь, кто как воспринимает...Я б еще добавил Пятый пункт -индивидуальные особенности восприятия звука и их особенности при разных возрастных изменениях слуха или вследствие заболеваний внутреннего уха. Известно, например, что с возрастом ВЧ воспринимаются хуже.
Вот тут бегло есть инфа - http://ivanstor.narod.ru/noise/105.htm
Вывод таков-можно сделать исследование - аудиограмму, чтоб увидеть, что себе любимому подкрутить на эквалайзере для кайфа, а что судье-для "объективного судуйства" если есть его аудиограмма, конечно))
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#11 OFFLINE
Отправлено 14 November 2012 - 15:45
Ну практика показывает, что немного кто использует данные знания в автозвуке
вот вы и попробуйте написать как эти "интересные сведения" можно использовать в автозвуке
если, конечно, можно
и если их уже не использовали до вас
ведь просто коллекционирование карточек с магическими словами вряд ли даст полезный (кроме наполнения эфира) эффект
Всё? Выходите на поляну.
#12 OFFLINE
Отправлено 14 November 2012 - 15:50
Конечно же использовали , предлагаю обсудитьвот вы и попробуйте написать как эти "интересные сведения" можно использовать в автозвуке
если, конечно, можно
и если их уже не использовали до вас
ведь просто коллекционирование карточек с магическими словами вряд ли даст полезный (кроме наполнения эфира) эффект
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#13 OFFLINE
Отправлено 14 November 2012 - 16:13
[B]...работа с реверберацией - уменьшение распознавания более длительных отражений за счёт небольшого увеличения более коротких...
"... расшифруй..."(С) "Москва слезам не верит"
#14 OFFLINE
Отправлено 14 November 2012 - 16:29
Имеется ввиду, что по каким-нибудь причинам в авто слышны переотражения, один из способов снижения их заметности состоит в увеличении меньшего по времени "эха", происходит по сути "маскировка" косяков ..."... расшифруй..."(С) "Москва слезам не верит"
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#15 OFFLINE
Отправлено 14 November 2012 - 21:17
Чистые тоны выше 8КГц и ниже 150Гц практически не локализуются.
На низких частотах мозг локализует источник звука преимущественно по разнице времени поступления сигнала в левое и правое ухо на высоких же этот механизм заменятеся на локализацию по разнице громкости. Переход от одного механизма локализации к другому происходит в районе 2-4 КГц.
- Теперь ясно почему так часто встречается фраза "Задушил пищалку на 1Дб и сцена встала на место"
Наибольшая острата локализации достигается при восприятии сложных широкополосных звуков т.к. мозг анализирует спектральную разницу сигналов.
- А правильно ли тогда сводить полосы по горизонту отдельно для пищалок, отдельно для мидбаса и т.д.?
"Способность определять направление прихода звука в вертикальной плосксти у человека развита значительно слабее, чем в горизонтальной. Она составляет 10-15 градусов по сравнению с 3 градусами в горизонтальной" (с)Ирина Алдошина.
#16 OFFLINE
Отправлено 16 November 2012 - 06:40
... и практически не существуютХорошая тема, добавлю в копилку про локализацию:
Чистые тоны выше 8КГц и ниже 150Гц практически не локализуются.
Для частот, имеющих длину звуковой волны меньше, чем размер головы слушающего, звук, достигающий ближнего уха, имеет бо́льшую интенсивность, отсюда тем больше привязка к ближней пищалке, чем больше разница в расстояниях от места прослушивания до вч-излучателей, поэтому ставить их лучше как можно дальше, но при этом избегая переотражений...На низких частотах мозг локализует источник звука преимущественно по разнице времени поступления сигнала в левое и правое ухо на высоких же этот механизм заменятеся на локализацию по разнице громкости. Переход от одного механизма локализации к другому происходит в районе 2-4 КГц.
Поэтому звук динамиков, стоящих друг от друга на расстоянии 30-50см по горизонтальной линии, свести между собой в единый образ гораздо сложнее, чем удалённых друг от друга на такое же расстояние по вертикали, плюс в авто это усугубляется несимметричным положением прослушивания...Наибольшая острата локализации достигается при восприятии сложных широкополосных звуков т.к. мозг анализирует спектральную разницу сигналов.
- А правильно ли тогда сводить полосы по горизонту отдельно для пищалок, отдельно для мидбаса и т.д.?
"Способность определять направление прихода звука в вертикальной плосксти у человека развита значительно слабее, чем в горизонтальной. Она составляет 10-15 градусов по сравнению с 3 градусами в горизонтальной" (с)Ирина Алдошина.
P.S. Лучше начать с вертикальной фазировки, потом горизонтальная...
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#17 OFFLINE
Отправлено 06 June 2013 - 11:29
С чем связываете, окромя переотражений ?
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
#18 OFFLINE
Отправлено 06 June 2013 - 11:45
У кого есть эхо в салоне ?
С чем связываете, окромя переотражений ?
Купили тут на работу Ларгус новый... грузопассажирский! Вы такого эха и в горах не услышите, как там!
#19 OFFLINE
Отправлено 06 June 2013 - 19:04
(... задумчиво так...) Какие интересные откровения от человека, так активно (и так недавно) выступавшего в теме о построении сцены.Ну практика показывает, что немного кто использует данные знания в автозвуке, предлагаю всё же рассмотреть по отношению к аудиосистеме в авто...
Была такая картинка: концерт, два "металлюги" на сцене рвут струны на гитарах и один говорит другому: "Вот поднакоплю деньжат и найму себе учителя музыки!". Ничего не напоминает?
#20 OFFLINE
Отправлено 06 June 2013 - 20:09
Во как, и какие это мои откровения вдруг нарисовались в вашей голове ?(... задумчиво так...) Какие интересные откровения от человека, так активно (и так недавно) выступавшего в теме о построении сцены.
Была такая картинка: концерт, два "металлюги" на сцене рвут струны на гитарах и один говорит другому: "Вот поднакоплю деньжат и найму себе учителя музыки!". Ничего не напоминает?
И где ваши откровения по теме ?
Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных