Что такое EBP?
Определение "эффективной полосы [работы]" для динамика - побочный продукт модели T/S, грубая попытка прикинуть "принадлежность" динамика к "фазоинверторным", или "закрытоящичным". При наличии опыта и навыков моделирования при помощи современных компьютерных программ и даже без них, EBP является совершенно парадоксальным критерием, рудиментом и архаизмом: он настолько же распространен, насколько и бесполезен. Если вы действительно понимаете, что такое EBP, вы никогда не будете им пользоваться. Если не понимаете - просто не сможете им пользоваться, несмотря на кажущуюся простоту.
Более того - на практике количество неверного употребления этого критерия превосходит корректные случаи. Например, очень часто EBP записывают равным Fs/Qts, или же дают ему абсурдную размерность 1/Fs.
Первое и главное. Никакого физического смысла это выражение не имеет, а количество оговорок для грамотного использования этого критерия делает его еще раз бесполезным.
Изначально это было попыткой связать два основных параметра динамика - резонанс Fs и электрическую добротность Qes, которая во многом определяет добротность полную и при установке динамика в ящик сильно не меняется (именно поэтому Qes, а не Qts) в один узел и выставив им в зависимость полученные абстрактные величины не задумываясь прикидывать, для какого оформления подойдет тот или иной динамик. Например Fs=50/Qes=0,3 = 166 - типичный динамик для ФИ и т.п.
В первом приближении, это действительно работает в строго определенном диапазоне частот наравне еще с десятком "народных" способов - от визуальных, до иных параметрических. Например, Qes=0,3 уже сама по-себе ставит под сомнение любые иные применения, кроме "определенного" с помощью EBP.
Но это перестает работать для мидбасов и прочих динамиков, условно говоря, несабвуферного предназначения, специализированных, концертных и так далее, общее точное определение которых слишком велико.
Математический смысл у выражения EPB=Fs/Qes вовсе отсутствует, так как номограммы вида EBP=a/x, где a=10..100 [Гц], а x=0,1..0,9 совершенно бесполезны и будут совпадать для совершенно разных по реальному предназначению динамиков.
Физический смысл этого критерия - попытка поставить точку резонанса в зависимость от резонансности (степени демпфированности) динамика на этой частоте. Иными словами EBP = резонанс/задемпфированность, чем выше полученный результат, при фиксированной частоте - ниже добротность, тем "уже" воспроизводимая полоса - тем вероятнее потребуется "поддержка" в виде ФИ. При фиксировнном значении резонанса, получается примерно также: чем выше значение точки резонанса, при неизменной добротности, тем вероятнее потребуется "подпорка" АЧХ снизу при помощи ФИ.
В итоге, EBP это устаревший, узкоспециализированный и слабоприменимый безоговорочно критерий, предназначенный для грубого определения приспособленности ряда динамиков к тому или иному виду оформления, которым нельзя пользоваться бездумно.
ага зато если FS / Qts = близко к 80 - то всегда получаем идеальную ровную ачх для саба. +-1 дб, а вот почему это для мидбасов не пригодно я не понимаю плиз объясните